![]() |
|
Сводчатое перекрытие – это очень замечательная конструкция. Замечательна она тем, что она легкая, надежная, выразительная. Большая часть истории архитектуры связана с развитием конструкций свода. В современном строительстве своды совершенно не применяются, что как будто говорит о том, что распространенные сейчас монолитные каркасы и перекрытия более совершенны. Но это не так. Монолитный железобетон требует устройства опалубки, большого количества металла, много тяжелого однообразного труда. Сводчатые же перекрытия, по природе своей конструкции, более эффективно распределяют нагрузку, поэтому они легче, позволяют обходиться без использования металла и опалубки. Сложнее сводчатое перекрытие лишь в проектировании, что в наше время значительно облегчается наличием компьютеров.
Монолитные конструкции не являются современным изобретением. Они уже имели свой короткий расцвет в эпоху расцвета Римской империи. В этот период монолит – мелкий бут примешанный с раствором, использовался для заполнения легких кирпичных опалубок. Конечно, это был монолит значительно хуже сегодняшнего. Однако следует заметить, что применение его было возможно только благодаря наличию большого количества рабов и колоссальным масштабам строительства. Как только Империи не стало, грандиозные стройки стали историей. Тоесть, когда нужно строить много квадратных метров и цена вопроса не имеет значения, монолитная конструкция является предпочтительным вариантом. При скромном достатке и рачительном использовании средств, требуется другая конструкция. В средние века это была арка и свод.
Тонкий свод, из мелкоштучного материала опирающийся на арочные нервюры, это самая эффективная каменная конструкция прошедшая долгий путь развития от упадка Рима до расцвета готики в 15 веке. Однако у сводчатой конструкции есть свои особенности. Она значительно более требовательна к плану здания, чем простое горизонтальное перекрытие. Дело в том, что с изменением шага арок, меняется также очертание арки на фасаде. От стрелы подъема арки зависит величина распора, образующегося в арочной конструкции, и, следовательно, размер необходимого для удержания силы распора, контрфорса. Таким образом, особенности построения “арочного” плана оказываются более важными, чем сам план обусловленный необходимыми функциями.
Эта необходимая логика плана кажется обременением, по сравнению с обычной сегодня “свободной планировкой”. Действительно, ведь нужно сначала подумать о том, какие помещения нам требуются, какой формы и размеров они должны быть и как расположить их на плане. Это значительно сложнее, чем нарисовать габариты этажа, предположив, что на все найдется свой покупатель. Но если покупатель это такой-же особенный случай, как и первый хозяин будущего дома, то к плану следует подходить именно так, как требуется для проектирования дома со сводчатыми перекрытиями.
Ограниченность возможных решений плана или точнее сказать бесконечное разнообразие ограниченное некоторыми условиями (что есть всегда и может относиться не только к плану), требует от проектировщика глубокого понимания конструкции и технологии производства строительных работ. Это необходимо для того, чтобы в каждом конкретном случаи уметь найти идеальное сочетание конструкции и функционального плана здания, которое вместе превращается в новое неразделимое целое.
Это обстоятельство, по всей вероятности, стало той причиной, по которой готические своды уступили место новому классицизму, одновременно с появлением новых империй и новой эпохи называемой Возрождением. Мне кажется, это случилось, потому что опять появилась потребность строить много, а специалистов оказалось недостаточно. Поэтому обратились к заимствованию более простых и более старых конструкций, то есть опять к наследию римской империи.
Но достижения архитектуры в области арок и сводов не исчезли. Про них написано и издано много книг. Арочные конструкции применяются, но случаи их применения ограничиваются исключительными обстоятельствами, что странно. Поскольку особой сложности для строительства сводчатые конструкции не представляют. Думаю, что это просто недоразумение и уже пришло время, когда тонкие кирпичные своды на арочных нервюрах должны вернуться в современное малоэтажное строительство надолго.
Напоследок, хочу сделать несколько уточнений.
В Риме использовались арочные и сводчатые конструкции, но это были массивные своды подобные конструкции свода в Пантеоне. Распор в таких сводах распределяется на всю нижележащую стену, и уравновешивался увеличением массы. Конструкция свода, достоинства которого я здесь описываю совсем иная. Она состоит из арочного каркаса и лежащих на нем тонких сводчатых оболочек из мелкоштучного материала. Вся нагрузка концентрируется на опорных столбах, а распор гаситься специальным контрфорсом.
Поскольку пишу я здесь о конструкции то и сравниваю конструкции. Художественные достоинства Римской архитектуры, архитектуры древней Греции, Античной архитектуры, я признаю, изучаю и по мере таланта стараюсь использовать в своих проектах. То же пытались делать и готические мастера, но не копировать, а уместно применять язык архитектуры в новых современных им конструкциях с другими особенностями строительного процесса…
Похожие статьи: |
Список авторов сайта: |