|
Это проект – реконструкции строящегося дома. Меня попросили сделать новые фасады. К этому времени уже построили подвал и железобетонный каркас первого этажа с перекрытием. Причиной такого поворота, как я предполагаю, стала ошибка в масштабе. Старые фасады устраивали заказчика до тех пор, пока он не увидел воочию, какого они размера! Такое со всеми бывает. Что-бы не ошибиться нужно иметь в голове реальные примеры того что ты думал в сравнении с тем что получилось. Других способов привязать воображение к реальности я не знаю. Даже опытные скульпторы перед изготовлением изделия примеряют сначала его модель на фасаде и не с первого раза попадают в нужный масштаб. В данном случае речь идет о слишком большой избе с размером в плане 20 на 26 метров.
Вторая проблема, с которой заказчик с трудом мирился, это неудобные внутри помещений окна, расставленные с точки зрения “красоты фасада”. И действительно, на боковом - западном фасаде, мы имеем три пролета каркаса дома, в которые вписано четыре помещения. Окна на фасаде своей формой и размерами участвуют в создании задуманной композиции фасада всего дома, а внутри они должны соответствовать функциональному назначению помещения и его размеру. Здесь же возникает еще третье условие. Необходимо обойти окнами колонны построенного каркаса. Что-бы решить эту задачу нужно сначала понять почему это не получается, потом придумать причудливую схему, по которой их теоретически можно удобно расположить и только после этого перебирать варианты практического решения. В своей работе, чтобы избежать таких ситуаций я стараюсь сразу найти модуль подходящий и для плана и для фасада. Когда внутренне связано с внешним, расставить окна можно значительно проще.
В дополнение заказчик пожелал большую веранду с востока и парадное крыльцо с севера. Для внесения в проект такого количества изменений нельзя обойтись вниманием к его отдельной части. Нужно рассматривать проект целиком, с самого начала проанализировать все проектные решения, найти в них вероятный скрытый смысл которой не получил ранее своего развития в архитектурном решении. Сделать новое на основе старого очень важно для подобных проектов. Потому что расходы на строительство велики для всех, и в ситуации, когда значительная часть денег потрачена, оставшейся части точно не хватит на то, что-бы сносить построенное и начать все заново.
Участок для дома расположен на берегу большого озера, является частью престижной улицы в обжитом сельском районе. Проектируемый дом, по своим размерам достаточно велик, чтобы его силуэт был виден с противоположного берега. Проделав несколько шагов по изучению ситуации и рассматривая в старом проекте план этажа, я заметил в себе симпатию к его наивности и простодушию. По сути это действительно план избы, в котором нашло отражение гостеприимство хозяев, их особенности жизненного уклада и другие человеческие качества. И поскольку изменить это нельзя, да и не нужно, я решил развить идею деревенского дома, но не увеличением размера старинных элементов до размеров современного плана, а увеличением количества, составляющих единицу плана, частей.
Мой посыл заключается в том, что деревенский дом не может быть построен с использованием башенного крана и бульдозера. Деревенский дом строят люди, которым удобно использовать небольшого размера материал, собирать большую конструкцию из множества маленьких частей. В подтверждение этому решению, я обращаюсь также и к русской истории архитектуры, в которой описан процесс увеличения размеров жилого дома, от простой клети, потом пятистенков и далее. Эта история свидетельствует, что увеличение размеров достигалось увеличением количества конструктивных элементов, а не увеличением длинны бревна или его диаметра.
Найдя, таким образом, подход к этому проекту, я начал далее сочинять его общее архитектурное решение. Ведь избы это народная архитектура, а значит и я, руководствуясь каноном и позволяя себе некоторые вольности, могу предложить свой вариант. В данном случае я отталкивался от видения избы с прямым, горизонтальным фасадом, крышей со скатами во все стороны и слуховым окошком, украшеным деревянной резьбой. В применении к проекту, помня о важности его силуэта который будет виден со всего простора озера, я придумал завершить крышу большой бочкой с формой луковицы на фасаде, расположенной над серединой дома. Все выступы плана, имевшиеся на северной стороне, я выровнял в линию, закрыв общей крышей дома пространство перед входом и спуском в подвал. Так же под общую крышу вошла веранда, превратившаяся в галерею вдоль восточной стороны дома.
Следующим шагом стало решение прикладной задачи, разработка фасадов. Фасады с самого начала задумывались из полнотелого кирпича, как долговечного и проверенного временем материала. Для избы этот материал не является родным, ведь старые избы строили из бревна, но у всех народов существуют примеры замены недолговечных деревянных конструкций каменными. Наиболее очевидный пример есть в греческой архитектуре. Он связан с изобретением ордерной системы для строительства деревянных храмов. Ордер так полюбился людям, что в дальнейшем его стали копировать из камня. Однако изба это не храм. Прямое копирование стен из бревна не принесет никакого успеха. Однако можно позаимствовать сам дух конструкции сруба, которая подходит для дерева так же, как арка подходит для кладки из кирпича. Арка может создавать собой каркас стены и вместе с забутовкой быть столь же универсальной конструкцией, какой является сруб.
Изготовить арку, из кирпича положенного плашмя, на деревянный шаблон из дощечки, можно быстро. Но арка это не вся конструкция. Второй частью конструкции является противодействие распору, который создает арка от воздействия на нее нагрузки сверху. Распор это усилие, которое действует горизонтально, как бы пытаясь раздвинуть пяты арки и те устои, на которые они опираются. Что-бы устои нельзя было раздвинуть, они должны быть тяжелыми и иметь расширение внизу. Именно эту форму, подобную вазам, с утолщением в средней части и широкой опорой, на еще более широкий пьедестал, я применил в этом проекте. Такая конструкция имеет примеры в русской архитектуре и наиболее интересным из них является Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославская область.
В связи с этой конструкцией я изучил варианты использованных в ней архитектурных форм, в истории русской архитектуры. Часто, одни и те же архитектурные формы, имеют разные пропорции и разный набор элементов в своем составе. Подобную ситуацию можно наблюдать и в греческой – римской архитектуре. Например в книгах Полладио подробно проиллюстрированы многие примеры исполнения одного и того же ордера, значительно отличающиеся друг от друга. Однако изучив их, Палладио разработал свою таблицу ордеров, которую рекомендовал для применения своим коллегам и ученикам.
В русской архитектуре “Палладио” до сих пор не было. Поэтому каждому приходится самостоятельно изучать примеры, находить в них закономерности и разрабатывать правила их построения. Что-бы добиться желаемого впечатления от запроектированных форм, мне, конечно, пришлось этим заниматься. Интересное наблюдение, которое я сделал, состоит в том, что русская архитектура стремиться иметь простые, приземистые формы. Часто встречается квадрат, деление 1 к 2 или 2 к 5. Что-бы проектируемая изба имела в себе оригинальный русский дух, я использовал эти пропорции для построения фасада.
Фрагмент фасада с двумя вазами и тройным окошком между ними представляет собой квадрат, состоящий из
Похожие статьи: |
Список авторов сайта: |